Авторизация
Мы в сети

ТОР статей
Голосование
Чем вы сейчас занимаетесь?

Учусь в школе
Учусь в технаре
Учусь в ВУЗе
Работаю
Ищу работу
Предприниматель
Ищу чем заняться
Ничего не делаю
Другое

Кто на сайте
Пользователей онлайн: 1
Гостей: 1
Поиск
Партнеры

Дизайн интерьера требует творческого подхода


ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ, проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью. Поскольку люди проводят большую часть времени под крышей, хорошо спланированный интерьер играет большую роль в обеспечении их психологического комфорта. Дизайн интерьеров в значительной степени влияет на производительность труда, способствует экономии трудовых затрат, обеспечению здоровья и безопасности людей.

Первоисточником дизайна интерьеров было стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного интерьер-дизайнера значительно шире. Сегодня дизайнеры помещений работают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, принимая решения о габаритах и структуре пространств, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов. Интерьер-дизайнеры разрабатывают интерьеры жилых домов и офисов, больничных учреждений и ресторанов, вестибюлей общественных зданий и множества других общественных мест.

ИСТОРИЯ

История дизайна интерьеров определяется развитием художественных стилей и оснащения дома. Это развитие происходило под влиянием культур и обычаев, климата и доступных материалов, научных изобретений и торговли, от событий в экономике, политике и социальной жизни.

Египет и классические стили.

Наиболее полно оснащение интерьеров представлено в культуре Древнего Египта (4500–633 до н.э.). Множество предметов дошли до нашего времени благодаря климатическим условиям и особенностям верований древних египтян. Уже в древнейший период египетской культуры были отработаны основные формы стола, табурета, стула и сундука. Древние греки (2000–30 до н.э.) приложили к разработке этих основных египетских типов собственное стремление к простоте и тщательной разработанности формы. Классические греческие ордера и орнаменты были позднее заимствованы римлянами и затем разошлись по всему цивилизованному миру. Техническое мастерство древних римлян (753 до н.э. – 330 н.э.) проявилось в изобретении ими арки, свода и купола. Принцип арки оказал глубокое влияние на характер интерьера и мебели. Римский стиль орнаментации заимствовал немало мотивов с Дальнего и Ближнего Востока: шелковые ткани, узелковые ковры, мозаики с типичной восточной орнаментацией из кружев и розеток, изображений слонов, фазанов и т.п.

Готический стиль.

В Средние века (4–15 вв.), когда европейское общество переживало относительный экономический и культурный упадок, произошел отказ от классического римского стиля. Готика, наиболее полно выраженная кафедральными соборами с их стрельчатыми арками, витражными окнами и религиозными символами, окрасила собой всю систему художественных представлений. Распространение и культурное влияние ислама породило пристрастие к использованию геометрического орнамента и мозаики в отделке полов, стен и даже мебели, особенно в Северной Африке, Испании и Восточной Европе. Множество людей тогда жили в укрепленных городах или феодальных замках, где закрытое пространство оказывалось либо чрезмерно тесным и переполненным людьми, либо чрезмерно просторным и продуваемым насквозь. Скудная бытовая меблировка состояла из сундуков, столов, табуретов и скамей.

Ренессанс.

Эпоха Возрождения (1400–1600) характерна возрождением классического декора помещений. Художники утратили вкус к религиозной символике и стрельчатой арке, обратившись за вдохновением к классическим архитектурным ордерам и античным мотивам листьев аканта, волют, мифологических фигур. В Италии Леон Баттиста Альберти (1404–1472) и Андреа Палладио (1508–1580) построили большие и чрезвычайно красивые виллы, соединив классические композиционные идеи с научными достижениями своего времени и стилем. Мебель начали декорировать трехмерной богатой резьбой. Стены стали расчленять на отдельные панели, украшая их фресками. В отделке полов использовали древнеримскую традицию мраморной мозаики и изразцы. Италия стала центром текстильной индустрии, и великолепные шелка, орнаментированные декором, основанным на персидских и китайских мотивах, стали использовать для покрывал и драпировок. Ренессанс распространился постепенно по всей Европе – сначала в Испанию, затем во Францию и наконец в Англию, где стал основой тюдоровско-елизаветинского стиля.

Французские стили: от барокко до ампира.

В 17 в. стиль Ренессанса отходит от строгого подражания античности и становится весьма изощренным – формируется стиль барокко (от ит. barocco – «причудливый», «вычурный»). Версальский дворец, начатый в 1661 для Людовика XIV, является ярким воплощением барокко. Этот дворец представляет собой анфиладу больших, пышно украшенных помещений, вмещающих множество людей. Стены их разделены на панели, заполненные гобеленами, мраморной облицовкой, зеркалами или остекленными окнами. Двери и другие деревянные детали были покрыты резьбой и, как правило, позолочены. Мебель, обычно выполненная голландскими мастерами, также покрывалась золоченой резьбой или сложными инкрустациями из ценных пород дерева и металла. Было разработано множество типов столов и кресел, причем каждый имел определенное назначение. Среди декоративных мотивов преобладают классические акантовые листья, фигурки купидонов, фрукты и цветы, стилизация под виноградные листья и плющ. Для обивки кресел, покрывал и напольных ковров широко использовались гобелены и шелковые ткани, рисунки для которых выполнял Шарль Лебрен. Французский дворец установил тот высокий уровень королевской роскоши, достичь которого впоследствии стремились все дворы Европы.

В эпоху правления Людовика XV возник новый стиль рококо (фр. rococo, от rocaille – «раковина») (1730–1760), во многом отразивший вкусы разросшегося слоя крупных торговцев и мелкого дворянства. В загородных шато, в парижских домах и в самом Версале в моду вошли покои меньшего размера, более интимные. Тогдашние дизайнеры стали широко применять отделку внутренних стен штукатуркой с последующей их окраской в пастельные тона. В орнаменте, все еще богатом и резном, теперь преобладают непрерывные волнистые и закручивающиеся линии. Все это создавало общий эффект беззаботности, грациозности, уюта. При этом уменьшились габариты мебели, в разработке которой также господствовали криволинейные очертания, выгнутые поверхности и гнутые ножки. Впервые появляется мебель, предназначенная для повышенного комфорта – шезлонги и оттоманки. Предпочтение отдается теперь более тонким и легким тканям, декорированным мелким рисунком из лент и волн, букетов и раковин. Распространение ориентальных мотивов в виде пагод, фазанов или обезьян отразило увлечение Востоком.

Франция продолжала диктовать европейскую моду и при Людовике XVI, когда утвердился неоклассицизм (1760–1789). Открытие руин древнеримских зданий в Помпеях в 1748 вновь вызвало интерес к классической традиции. В результате прихотливо изогнутые поверхности были вытеснены прямыми элементами, напоминавшие о классических колоннах Древнего Рима. В интерьерах господствует белый цвет с легким добавлением позолоты. Повсюду: в ручках кресел, карнизах или обрамлении дверей – преобладает четкая система деления на основание, ствол, капитель и антаблемент. Мебель и рисунки тканей характеризуются мелкой масштабностью и изысканностью пропорций.

Военные экспедиции Наполеона в Египет, Грецию и Рим оказали огромное воздействие на формирование французского стиля ампир (фр. empire – «империя»). Интерес к римским древностям, появившийся уже при Людовике XVI, охватывает теперь большинство стилей и манер античности. В интерьерах преобладают темные цвета с акцентировкой белых колонн, статуй и драпировок, укладываемых наподобие шатра. В моду входит изображение мечей, копий и инструментов военного оркестра. Мебель укрупняется и несколько утяжеляется, в ее декоре доминируют изображения животных. Изобретение в 1801 жаккардового переплетения открыло возможность для создания новых, сложно переплетенных многоцветных тканей фабричного производства.

Английские стили: от барокко до георгианского.

Меблировка английской готики или подражаний ренессансу тюдоровско-елизаветинскогй эпохи и в целом повторяла общеевропейские тенденции. Тем не менее, пристрастие англичан к картинам природы отразилось в сочности росписи стеновых панелей, глубоких естественных тонах и любви к изображению садовых растений в декоре, что делало английский интерьер легко узнаваемым.

Англия всегда более славилась искусностью мебельных мастеров, чем выработкой общих концепций домашнего интерьера. Первый из известных мебельных стилей, стиль королевы Анны (1702–1714) отличается изяществом при характерных для него легких витых ножках и простоте орнаментации. В начальный и средний георгианский периоды (1714–1765) мебель приобретает более мужественный и орнаментированный характер. Знаменитый мастер Томас Чиппендейл (ок. 1718–1779) создавал мебель, по стилю напоминающую рококо, но с активным использованием и готических и восточных мотивов. Ножки его кресел и столов, как правило, имели витую форму и завершались звериной лапой, сжимающей в когтях шар. Мебель Чиппендейла многократно копировали в самой Англии, в Германии и в США.

Поздний георгианский стиль в Англии вторит французскому неоклассицизму. Художники-дизайнеры Роберт Адам (1728–1792), Джордж Хепплуайт (ум. 1786) и Томас Шератон (1751–1806) создают интерьеры и мебельные гарнитуры, широко используя классические римские детали. Комнаты окрашивались в пастельные тона и декорировались сложными лепными гирляндами и завитками из белого гипса. В нишах устанавливались подлинники или копии римских статуй, популярностью пользовались отдельно стоящие колонны. Мебель некрупная, с прямыми ножками, спинки кресел выполнялись в форме сердечек или декоративного щита.

Американские стили: от раннеамериканского до греческого возрождения.

Ранние американские интерьеры отразили вкусы, характерные для тех европейских стран, откуда были родом американские колонисты. Мебель состояла либо из привезенных из Европы предметов, либо из их грубых имитаций, сработанных из местных пород дерева и домотканых обивок. По большей части меблировка отражала английское влияние, будь то стиль короля Якова, Вильгельма или Марии Тюдор. На юго-западе США испанские мебельные традиции смешивались с индейскими мотивами.

Американский георгианский период характерен смешением стилей королевы Анны и Чиппендейла, при этом такие американские мастера, как Джон Годдард (1724–1785) и Бенджамин Рандолф (работал в 1760–1790) разрабатывали высококачественную мебель, создавая индивидуальные интерпретации английских образцов. «Федералистский стиль» (1790–1820), возникший вскоре после американской революции, отражал сильное влияние позднего георгианского стиля в Англии. Небольшие, обработанные каннелюрами колонки ножек и спинки кресел в виде щита копировались из альбомов образцов Шератона и Хепплуайта. Интерьеры, вроде усадьбы Томаса Джефферсона в Монтичелло, украшались классическими колоннами и декоративными фризами.

К концу федералистского периода нью-йоркский мебельный мастер Дункан Файф (1768–1854) разработал стиль в опоре на моду регентства («шератон») с саблевидными ножками и вогнутыми спинками стульев и кресел. Работы Файфа знаменовали собой переход к ампиру или греческому возрождению (1820–1860). В это время мебель утяжеляется, в моду входит глубокий рельеф резьбы, звериные лапы с когтями используются в виде ножек. «Греческая» манера собирания драпировки по одной стороне оконного проема используется чрезвычайно часто, а цвет становится и темнее и насыщеннее.

Викторианский стиль.

Стиль, сложившийся во времена правления королевы Виктории в Англии, обычно считают эклектическим, имея в виду пристрастие к комбинированию нескольких стилей вместе. В нем к стилю греко-римского «возрождения» добавили готику, рококо, стиль королевы Анны и так называемый «итальянский». Этот вариант «возрождения» наложился на бурный процесс развития фабричного производства, при этом сами фабрики экспериментировали с новыми материалами и пытались имитировать ручную работу. В целом, викторианский стиль в мебели – это множество изгибов, резьбы, шнуров с кистями, оборок и декоративных головок обойных гвоздей. Обои на стене, ковры и драпировки украшены пышными орнаментами, а комнаты были набиты множеством предметов мебели и аксессуарами.

Стиль модерн.

В основе формирования стиля модерн («современного стиля») было движение, связанное с творчеством членов английского Общества искусств и ремесел (1860–1900), и стиль «ар нуво» (1890–1905). Группы художников, отвергая эклектику викторианского времени, создали мебельные гарнитуры со скромной орнаментацией, соединявшейся с общим тематическим решением формы. Подчеркивались чистота материала и простота линий. Развивая эти идеи, дизайнеры нового поколения Вальтер Гропиус (1883–1969), Ле Корбюзье (1887–1965), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969), Франк Ллойд Райт (1867–1959), Чарльз Имз (1907–1978) или Эро Сааринен (1910–1961) – соединили мастерство, новые материалы и технологии, создав новые формы интерьера и новые формы мебели. Крупноразмерные стекла и навеска перегородок на стальные балки позволили организовать свободно перетекающие пространства под единой крышей и связать интерьер с внешним пространством. Стальные трубки и синтетические материалы привели к созданию легких, контурных форм мебели с широким использованием прихотливо изогнутых линий.

Стили в дизайне интерьеров продолжают развиваться по мере того как современные средства связи определяли все более тесные контакты между мировыми культурами. Многие специалисты считают, что новые стили 21 в. возникнут из сплава азиатских, африканских, европейских и американских художественных идей.

ЭСТЕТИКА ДИЗАЙНА

Эстетические соображения дизайнеров во многом определяют характер интерьера. Разрабатывая проект, дизайнер прежде всего решает, будет ли интерьер традиционным или модернистским, строгим или непринужденным, сложным или простым, спокойным или динамичным. Ему необходимо также определить, будет интерьер замкнутым или открытым, будет ли он создавать ощущение сдержанности или теплоты. Именно эти аспекты настроения или атмосферы интерьера определяются выбором тех или иных элементов дизайна и его принципов.

ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА

Основными элементами дизайн интерьера Харьков и средствами его реализации являются пространство, форма, линия, фактура, цвет и свет.

Пространство.

Пространство, ограниченное стенами, потолками, плоскостью пола и мебелью, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, его соотношение с ним непрерывно изменяется. Само пространство можно определить как позитивное или негативное. Позитивные пространства образуются массами – предметами мебели, оборудованием, стенами, тогда как негативное пространство – это обычно сам «воздух», окружающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их объемами и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Другими словами, помещение с большим числом позитивных пространств будет ощущаться сложным и замкнутым, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более простым и открытым. То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, определяет структуру пространства и пути через него. Это обстоятельство особенно существенно в определении того, статичным или динамическим будет характер интерьера. В более статичном интерьере границы позитивного и негативного пространств определены максимально четко, как это происходит с рядами сидений в аудитории. В динамичном интерьере границы между позитивным и негативными пространствами переменчивы – в ресторане, к примеру, где множество столов разного размера и формы расположены под разными углами один к другому.

Форма и контур.

И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами – квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.

Линия.

Основные направления линий – горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение. При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неформального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, – игривость и возбуждение.

Фактура поверхности.

Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.

Цвет – важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. По поводу цвета сформировались три области теоретического знания: физиологическое влияние цвета; соотношение цвета и света; цвет и его зависимость от красителей. Цветовой тон (оттенок) определяет наименование цвета. Все цвета образуются смешением трех основных тонов – красного, желтого и синего. Красный и желтый образуют оранжевый, синий и красный – фиолетовый, синий и желтый – зеленый. Цветовые тона определяются в чистом виде, без добавки белого или черного, и соотношение оттенков демонстрируют на т. н. цветовом круге. Чем ближе один к другому оттенки на круге, тем спокойнее их сочетание; оттенки, лежащие на противолежащих частях круга, резко контрастируют, их сопоставление возбуждает. Оттенки цвета подразделяют также на теплые и холодные.

Свет обычно связывается в нашем представлении с количеством черного или белого пигмента в краске. Он измеряется обычно на ахроматической (серой) шкале с градацией от черного до белого. Хотя люди при выборе цветовой гаммы нередко обращают внимание на оттенок, в действительности на характере интерьера сильнее всего сказываются вариации световой плотности.

Насыщенность, или сочность цвета, определяется долей основного пигмента в общем объеме краски. Оттенок, образуемый, к примеру, чистым красным пигментом, обладает максимальной насыщенностью. Насыщенность будет меняться при добавлении черного или белого пигмента, либо пигмента, соответствующего оттенку, лежащему на противоположной стороне цветового круга. Подобно градации световой плотности отстраивается и градация насыщенности в зависимости от пропорциональной добавки черного, белого или контрастного цвета. Тона нулевой насыщенности (серые тона) называют бесцветными (ахроматическими), они образуются смешением черного и белого или двух контрастных цветов в равных долях и различаются по световой плотности.

Цветовые гаммы интерьеров строятся на различных комбинациях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. Основные колористические схемы бывают монохромные, аналогичные, взаимодополняющие и ахроматические. В монохромной схеме используется только один оттенок, это придает интерьеру ощущение абсолютной цельности, разнообразие в которую привносится варьированием плотности света и цветовой сочности. Аналогичные, или подобные схемы основаны на использовании оттенков, расположенных близко один к другому на цветовом круге. За счет близости оттенков возникает эффект гармонического спокойствия, которое для преодоления возможной монотонности требует привнесения разных вариаций световой плотности и сочности цвета. Взаимодополняющие схемы строятся на оттенках противолежащих частей цветового круга, их контраст добавляет интерьеру интриги, придает ему возбуждающее звучание.

Чтобы несколько затушевать эффект такого контраста, оттенки цвета обычно смягчают. Ахроматические схемы могут быть построены только на черном, белом и промежуточных серых тонах, или с добавлением какого-то оттенка ради обогащения общего эффекта. Ахроматические цветовые гаммы нередко применяют для видимого объединения пространства или зрительного его увеличения. При этом следует помнить, что эти схемы не являются жестким сводом правил, а лишь основными принципами, к тому же не все цветовые комбинации укладываются в четкие схемы.
Цвет интерьера оказывает разное воздействие на тех, кто в нем находится. Цвет, выбранный для стен и пола, существенно влияет на восприятие размера и формы помещения и даже температуры воздуха в нем. Предметы теплых, темных и насыщенных оттенков кажутся ближе, при этом пространство сжимается и «утепляется»; холодные, светлые и слабонасыщенные цвета делают помещение больше и холоднее. С помощью цвета какие-то элементы помещения или его свойства можно либо усилить, либо ослабить. И вновь: теплые, темные насыщенные цвета привлекают внимание, и потому их резонно применять в специально выделяемых элементах интерьера. Привлечь внимание к какой-то части целого можно также за счет использования контраста оттенка, тона или насыщенности.

Психологические свойства цвета хорошо известны. Одни цвета, как красный, оказывают возбуждающий эффект, другие, например, синий, успокаивают и даже угнетают. Желтый обычно считается веселым, зеленый – комфортным, оранжевый – раздражающим. Цветовая психология учитывается в решении интерьеров: в ресторанах нередко используют красный цвет для повышения аппетита посетителей; в отделке самолетов применяют мягкие зеленоватые оттенки для общего успокаивающего эффекта; в больницах – пастельные оттенки, создающие ощущение покоя. Цвет особенно сильно воздействует на детей, и потому в детских садах обычно выстраивают целую систему цветового «кодирования»: чистые яркие насыщенные цвета в зонах активности, более легкие, слабонасыщенные оттенки – в зонах отдыха. В то же время известно, что разные люди могут реагировать на цвет по-разному, так что дизайнерам следует по возможности подбирать цветовую гамму сообразно индивидуальным предпочтениям обитателей интерьера.

Свет.

В дизайне интерьеров свет играет функциональную и эстетическую роль. Дизайнеры используют одновременно три базовые схемы освещения: общее, рабочее освещение и направленное. Общий свет необходим для перемещения в интерьере и обычных занятий. Из всех трех схем он предполагает минимальный уровень освещенности и самый широкий световой поток. Рабочий свет применяется для особых видов работ, требующих интенсивного светового потока, например, при длительном чтении или тонких ручных операциях. Наконец, направленный свет используют обычно из эстетических соображений для выделения элементов интерьера – камина, статуэтки или картины на стене. Его применяют также в розничной торговле, где необходимо привлечь внимание к какому-то предмету в общей товарной выкладке.

Целостная схема общего, рабочего и направленного света определяет подбор источников света и световое решение интерьера. Источник света может быть как естественным, так и искусственным; но всегда рекомендуется максимально использовать возможности естественного освещения в дневное время. Заводы и офисы нередко даже экономят, используя естественное освещение. Когда по каким-то причинам естественного света не хватает, дизайнеры применяют искусственные источники света, которые подразделяются на лампы накаливания, люминесцентные, газоразрядные и появившиеся в последнее время светодиоды. В быту чаще всего применяют лампы накаливания, дающие теплый, легко регулируемый по интенсивности свет от приборов, приобретение и установка которых относительно дешевы. Традиционные лампы накаливания обеспечивают довольно высокий уровень светового потока на один ватт мощности, хотя более новые галогенные лампы существенно выше по этому показателю. Люминесцентное освещение особенно выгодно, когда нужно обеспечить общий свет на большой площади или когда важно добиться высокого уровня светового потока при низких затратах энергии. Однако люминесцентные светильники не слишком привлекательны из-за своего «холодного» спектра и трубчатой формы ламп. Газоразрядные светильники используются преимущественно для уличного освещения, в промышленных или очень крупных общественных сооружениях. Они весьма экономичны, обеспечивая в десять раз более мощный световой поток на единицу мощности по сравнению с лампами накаливания. Такой тип освещения особенно уместен, когда для освещения больших площадей используют свет, отраженный от высоких потолков.

Характер осветительных приборов во многом предопределен типом самого источника света. Если лампы накаливания встраиваются в разнообразные типы светильников, то люминесцентные источники света предполагают в основном удлиненные или круглые их формы. Выбор электроарматуры зависит также от того, хочет ли дизайнер сделать осветительные приборы элементами художественной композиции помещения или стремится сделать их скрытыми. Световые приборы встраиваются в пол и потолок, их укрывают за решетками или жалюзи, навешивают на стену или потолок или наконец подвешивают к потолку, как люстру. Их делают и переносными, расставляемыми на полу или на приподнятых над полом поверхностях. Размещение светильников во многом определяет общую атмосферу помещения. Свет, исходящий сверху, с уровня потолка, более резок, открыт, тогда как свет на уровне глаз придает интерьерам более мягкий характер. Свет на уровне пола увеличивает безопасность передвижения и добавляет помещению динамизма.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА

Основные категории проектирования – пропорции и масштаб, сбалансированность, ритм, акцентировка, гармония – служат своеобразным «каркасом» дизайна интерьеров.

Пропорции и масштаб.

При выборе размеров будущих объектов дизайнеры обычно руководствуются соображениями пропорций и масштаба. Под пропорциями понимается соразмерность частей и целого; пропорции выражаются в виде цифровых соотношений и воспринимаются как правильные или неправильные. Масштаб говорит о соотношении величины одного элемента и величины других, он подразумевает соразмерность человеку отдельных элементов архитектурного сооружения (или его интерьера) и всего целого.

Древние греки, изучая пропорции, установили опытным путем, что определенные отношения частей друг к другу (1:2, 2:3, 3:5, 3:4), например, одного элемента стены к другому, обладают наивысшей привлекательностью. Они также определили, что в отношениях частей и целого нечетные числа приятнее четных. Классические представления о пропорциональности имеют универсальный характер, они применимы к определению числа и размеров картин на поверхности стен или распределению мебели в комнате.

Масштаб является переходным звеном между архитектурными элементами и размером человеческого тела. Чтобы обстановка обитаемого пространства была функциональной и соотносилась с его обитателями, она должна быть масштабной. К примеру, обширное помещение с высоким потолком, колоннами 60 см в диаметре и дверями трехметровой высоты будет восприниматься как крупное. Чтобы сохранить его эстетическую привлекательность, дизайнеру следует выбирать крупные элементы меблировки и отделки.

Сбалансированность.

Сбалансированность, или равновесие, обеспечивается правильным расположением элементов внутри помещения. Речь идет о зрительной сбалансированности, в рамках которой взаимодействует чисто визуальная масса отдельных частей. Так, крупный диван красного цвета зрительно кажется массивнее, чем серого цвета. Среди видов сбалансированности выделяют симметричный, асимметричный и радиальный. Симметрическое равновесие достигается тогда, когда два элемента равной визуальной массы расположены на одном расстоянии от воображаемого центра интерьера. Такого рода композиции иногда называют зеркальными, они придают интерьеру ощущение стабильности, покоя и официальности. Симметрическое равновесие применяют в классической схеме организации интерьера, чтобы сфокусировать взгляд на его центре или «успокоить» сложное сочетание элементов.

Асимметрическое равновесие достигается в тех случаях, когда два «разновесных» элемента отстоят на неравных расстояниях от воображаемого центра. Визуальная сбалансированность при этом достигается так же, как в механике уравновешиваются рычажные весы. Зрительно более тяжелый элемент размещается ближе к условному центру, чтобы уравновесить более легкий, но находящийся дальше от него. Асимметрическая уравновешенность менее формальна, с ее помощью создается более динамичная атмосфера интерьера. Радиальное равновесие структурно тождественно симметрическому, но оно предполагает круглую форму, а множество элементов установлены на одном расстоянии от центра, подобно стульям вокруг круглого стола. В этом случае возникает такое же ощущение стабильности и официальности, как в ситуации симметрической уравновешенности.

В построении интерьера используются все три вида сбалансированности. Если симметрическая уравновешенность определяет, что взгляд человека останавливается на центральном элементе композиции, то асимметрическое равновесие заставляет его перемещаться, обследуя различные элементы интерьера.

Ритм.

Под ритмом интерьера подразумевается создание динамизма путем повторения через определенные интервалы форм, контуров, линий, цвета, фактуры поверхностей и их освещенности. Если интервалы однородны, то такой ритм называется метром. В интерьере именно ритм создает единство целого. Некоторого разнообразия можно достичь, используя смену элементов (скажем, при чередовании черных и белых полос), или прогрессию (когда размеры чередующихся элементов меняются в определенной закономерности). Ритм необходим, чтобы не допустить хаотичности целого, однако чрезмерный акцент на нем нежелателен, поскольку это ведет к монотонности интерьера.

Доминанта.

Принцип доминантности связывает элементы дизайна отношениями господства и соподчинения. Далеко не все элементы интерьера играют одинаковую роль, поэтому дизайнер выбирает какие-то в качестве главенствующих и привлекает к ним взгляд с помощью специальных приемов. В роли доминантных чаще всего используются такие архитектурные элементы, как камин или большое окно. Если в архитектуре интерьера нет таких элементов, то дизайнеру приходится создавать их искусственно, и внимание к доминантному элементу формируется посредством симметрической уравновешенности соподчиненных частей, их ритмической организацией или за счет цветового контраста.

Гармония.

Под гармонией имеется в виду достижение целостного взаимодействия всех перечисленных выше инструментов и элементов дизайна. Гармонию понимают как единство в многообразии, она достигается, когда масштаб, пропорции, баланс, ритм и соподчиненность деталей вместе создают общий настрой, тему или атмосферу интерьера. Единство обеспечивается за счет повторения элементов или путем обозначения ведущей темы или стиля, а многообразие достигается за счет использования контраста и прогрессии в выборе частей и их сочетании. Важно помнить, что гармония предполагает взаимосвязанность всех элементов интерьера, т.е. гармоническое соотношение интерьера и внешнего пространства, отдельных помещений в отношении целостной системы интерьера и обстановки в отношении каждого помещения в отдельности.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА

Функциональные основы не менее существенны в проектировании интерьера, чем художественные. Грамотный дизайн интерьеров предполагает использование материалов сообразно их функции и способов ухода за ними, принимая во внимание эффективность, экономичность, экологическую чистоту и их общую безопасность. К тому же, при проектировании интерьеров приходится помнить о потребностях таких пользователей, как пожилые люди, дети и инвалиды.

ВЫБОР ОТДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

При выборе материала для стен, потолков и меблировки дизайнер оценивает их с точки зрения удобства для пользователя и вида деятельности, проходящей в помещении. Разумеется, вопрос стоимости материалов существенно влияет на выбор материалов, однако качества материала и способ ухода за ним также весьма важны. К основным качествам материалов относят их прочность, экологичность, теплозащитные и акустические свойства.

Покрытия полов.

Поскольку покрытие пола испытывает наибольшие нагрузки сравнительно с другими элементами отделки, его прочность и легкость ухода за ним имеют решающее значение. Необходимо также учитывать шумность, неизменность формы и, наконец, стоимость. Покрытия полов подразделяют на два основных класса: твердые и мягкие. Твердые покрытия могут быть жесткими (кирпич, мрамор и другие виды естественного камня, керамическая плитка) или упругими (виниловые и смешанного типа, дерево и ранее употреблявшиеся асфальт и линолеумы). К мягким покрытиям относят ковры и ковролины.

Ковровые покрытия пользуются большой популярностью. Их дешевизна, эластичность, создаваемые ощущения уюта и комфорта сделали их чрезвычайно популярными в жилых и в общественных интерьерах. Однако ковры и ков



- опубликовал: sergvit8271 - дата публикации: - 17-08-2015, 19:04 просмотров: 2595 - Комментарии (0)




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.