Авторизация
Мы в сети

ТОР статей
Голосование
Чем вы сейчас занимаетесь?

Учусь в школе
Учусь в технаре
Учусь в ВУЗе
Работаю
Ищу работу
Предприниматель
Ищу чем заняться
Ничего не делаю
Другое

Кто на сайте
Пользователей онлайн: 7
Гостей: 7
Поиск
Партнеры

Современное искусство не всегда понятно


Какое искусство считается современным? Искусствоведы отвечают на этот вопрос так: современные произведения – те, которые появились в середине 1960-х годов или позже. В это время было объявлено: искусством может считаться что угодно. Возникло множество новых жанров. Например, боди-арт, превративший человеческое тело в объект искусства. Или минимализм, для которого верхом совершенства стали геометрические формы, повторяющиеся аккорды и архитектура без украшательств.

Скульптура Declination, 2005

Первооткрывателем новой эпохи считается художник Энди Уорхол – он создал цикл произведений с консервными банками супа Кэмпбелл (Campbell’s Soup Can), который вызвал резонанс и приобрел огромную популярность.

Банки супа изменили мир: с этого момента человек не может понять, является ли предмет, который находится перед ним, искусством или нет. Кажется, что это парадокс. Но парадокс и есть сущность современного искусства. Его особенность в том, что форма и эстетика не всегда на первом месте. Важнее идея, проблема, которую автор предлагает зрителям.

Однако, как понять, является ли объект искусством, если нельзя полагаться на свое зрение? Искусствовед Наталья Смолянская, доцент РГГУ, предлагает простой способ выяснить это: если объект признан и получил свое место в мире искусства, который элитарен и состоит из критиков, авторов, арт-дилеров, – значит это современное искусство. Эта тенденция сохраняется и сегодня: часто только так люди могут отличить сумасбродство автора от «больших» идей.

Культовая работа Энди Уорхола «Большая банка супа Кэмпбелл с открывалкой»

Основные тренды современного искусства спб

Искусство современности отличает от других жанров ряд характеристик, перечислим лишь основные из них.

Так, одна из характерных черт современного искусства – демократизация. Многие выставки и даже культурные центры работают бесплатно, и, конечно, это способствует популярности современного искусства. Например, в рамках европейской биеннале Manifesta 10, которая проходит в Санкт-Петербурге до 31 октября, вход на часть экспозиций – свободный.

Практически каждый может позволить себе коллекционировать искусство. Даже студент способен купить оригинал известного художника – благодаря affordableartfair.com. Это ярмарка «доступного искусства», организаторы которой придерживаются принципа: все работы должны быть доступны людям среднего достатка. Поэтому очень многие работы на Affordable Art Fair стоят меньше 100 долларов США.

Искусство все чаще выходит на улицы, например, сценой для театров становится городское пространство: любой желающий может посмотреть спектакль и даже стать его участником. Стены домов и вагоны метро сегодня разрисовывают граффити не только хулиганящие подростки, но и профессионалы. Более того, власти западных стран поддерживают художников, которые размещают свои работы на улицах. Так, в Германии, если строительство идет на государственные средства, часть денег расходуется на объекты искусства, которые размещают вокруг нового здания. В Нью-Йорке действует похожий закон: застройщик тратит на искусство 1% от бюджета проекта.

Можно относиться к абсурду как угодно, но броскость, стремление удивить и даже шокировать – актуальный тренд современного искусства. Например, Театр им. Владимира Маяковского в спектакле «Месяц в деревне» поместил тургеневских героев в космическое пространство. На сцене Мариинского театра в постановке «Иоланты» рыцари передвигаются на лыжах и в солнцезащитных очках. А Маурицио Каттелан, итальянский художник, стал знаменит благодаря своей скульптуре «Девятый час», изображающей папу римского, на которого упал метеорит.

Еще одна важная отличительная черта – вовлечение публики в творческий процесс. Человек, купивший билет в музей, на концерт или театральную постановку, далеко не всегда остается пассивным созерцателем. В московском Театре на Таганке предлагается спектакль-аудиоэкскурсия «Радио Таганка»: зрителю на входе выдают наушники, он ходит по пространству театра и слушает то записи старых репетиций, то гул фойе при прощании с Высоцким, то дебаты на закрытых показах. При этом ему предлагается то беззвучно крикнуть, то заплакать, то посмеяться.

А на испанском фестивале Sonar любой желающий может попробовать создать электронную музыку при помощи последних новинок техники. Литература тоже стремится к диалогу с читателем: многие авторы – например, Джордж Мартин, создатель знаменитых «Песней льда и пламени», – собирают идеи для новых книг в сети, выясняют, что интересно людям.

Классика искусства по-новому

Несмотря на популярность современного искусства, другие жанры не теряют своей актуальности. Однако, они нередко переосмысливаются или даже обновляются с применением современных технологий. Так, выставка работ Ван Гога в Москве в 2014-м прошла с применением мультимедиатехнологий: у зрителей возникала иллюзия, что они оказались внутри картин знаменитого импрессиониста. А до 18 октября поклонники Сальвадора Дали могут «заглянуть» в его картины на выставке «Дали – Живые полотна». Лучшие работы мастера визуализированы на стенах, полу и даже на потолке, а некоторые представлены в видеоформате Full HD. Таким образом, зрителя в буквальном смысле слова живопись окружает со всех сторон. Восприятие становится совсем иным.

Нередко современные авторы используют классические произведения, добавляют к ним свои идеи и создают новые работы. Искусство тяготеет к синтезу и совмещает, казалось бы, несовместимое. В эпоху, когда вместо холста используют iPad, музыку Моцарта исполняют не только на скрипках и клавесинах. Например, в 2013 году в России c большим успехом состоялись представления Mozart l’opera Rock le Concert – это французский мюзикл, где есть место рок-музыке, танцам и, конечно, костюмированному шоу.

Как меняется театр

Под влиянием современных веяний в театре XXI века также происходят большие изменения. Сегодня часто задаются вопросами: есть ли у театра собственный голос? Должен ли он быть независим от литературы? И все чаще на эти вопросы дается ответ «да». В театре появляется и становится все более значимой фигура режиссера: его задача – обеспечить образность, сделать так, чтобы паузы между словами были не менее эффектными, чем слова.

Смысл театральной постановки – вступить в игру с предыдущей культурой, экспериментировать, создавать новые формы. Нередко спектакль проходит даже вне сцены. Так, Театр наций к юбилею Шекспира создал необычный спектакль-путешествие «Шекспир. Лабиринт». Перемещаясь по театру – заходя в коридоры, буфет, гардероб, поднимаясь на сцену, – зрители наталкивались то на моновариацию «Гамлета», то на Медею, произносящую монолог, то на кукольную страшилку «Тит Андроник» и других героев великого драматурга.

Спектакль может превратиться даже в инсталляцию – как в постановке Дмитрия Волкострелова «Три дня в аду». По сюжету в зале находятся три палатки, и посетитель попадает в одну из них. При этом спектакль, который видит он, отличается от того, что видят соседи за перегородкой. Дело в том, что текст звучит в аудиозаписи, а постановка состоит из нескольких самодостаточных фрагментов.

Музеи искусства, которые удивляют

Меняются даже такие, казалось бы, консервативные институты, как музеи. Все благодаря технологиям. Интернет сделал доступным огромное количество информации об искусстве: сегодня необязательно идти в музей, чтобы увидеть знаменитые картины и скульптуры. Достаточно открыть Art Project от Google.

Поэтому и сами музеи становятся интерактивными – стремятся показать гостю ауру экспоната, его связь с другими произведениями искусства. Пример – лондонский музей Виктории и Альберта (крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства). Здесь отказались от хронологического принципа представления экспонатов, помещают старые предметы и произведения искусства в современный контекст, убирают географические рамки, привносят в выставку элементы театра – и собирают на каждое событие миллионы гостей в год.

Любопытный диалог с посетителем ведет Центр искусств и медиа-технологий, который расположен в Карлсруэ. Здесь каждый желающий может сфотографироваться, и его фото проецируется в одном из залов музея среди объектов искусства в крупном формате. Человек как искусство? Почему бы и нет?



- опубликовал: sergvit8271 - дата публикации: - 23-08-2015, 22:30 просмотров: 3056 - Комментарии (0)




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.